Глава 1.
НАЧАЛО ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Гроза омыла Москву 29 апреля, и
стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить
захотелось.
В сером новом моем
костюме и довольно приличном пальто я шел по одной из
центральных улиц столицы, направляясь к месту, в котором никогда
еще не был. Причиной моего движения было лежащее у меня в
кармане внезапно полученное письмо. Вот оно:
"Глубокопочитаемый
Сергей Леонтьевич!
До крайности хотел бы
познакомиться с Вами, а равно также переговорить по одному
таинственному делу, которое, может быть очень и очень
небезынтересно для Вас.
Если Вы свободны, я
был бы счастлив встретиться с Вами в здании Учебной сцены
Независимого Театра в среду в 4 часа.
С приветом К. Ильчин".
Письмо было написано карандашом
на бумаге, в левом углу которой было напечатано:
"Ксаверий Борисович Ильчин
режиссер Учебной сцены Независимого Театра".
Имя Ильчина я видел
впервые, не знал, что существует Учебная сцена. О Независимом
Театре слышал, знал, что это один из выдающихся театров, но
никогда в нем не был.
Письмо меня
чрезвычайно заинтересовало, тем более что никаких писем я вообще
тогда не получал. Я, надо сказать, маленький сотрудник газеты
"Пароходство". Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в
седьмом этаже в районе Красных ворот у Хомутовского тупика.
Итак, я шел, вдыхая
освеженный воздух и размышляя о том, что гроза ударит опять, а
также о том, каким образом Ксаверий Ильчин узнал о моем
существовании, как он разыскал меня и какое дело может у него
быть ко мне. Но сколько я ни раздумывал, последнего понять не
мог и, наконец, остановился на мысли, что Ильчин хочет
поменяться со мной комнатой.
Конечно, надо было
Ильчину написать, чтобы он пришел ко мне, раз что у него дело ко
мне, но надо сказать, что я стыдился своей комнаты, обстановки и
окружающих людей. Я вообще человек странный и людей немного
боюсь. Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка
распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан
из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки.
Я вошел в резные
чугунные ворота, увидел лавчонку, где седой человек торговал
нагрудными значками и оправой для очков.
Я перепрыгнул через
затихающий мутный поток и оказался перед зданием желтого цвета и
подумал о том, что здание это построено давно, давно, когда ни
меня, ни Ильчина еще не было на свете.
Черная доска с
золотыми буквами возвещала, что здесь Учебная сцена. Я вошел, и
человек маленького роста с бороденкой, и куртке с зелеными
петлицами, немедленно преградил мне дорогу.
- Вам кого, гражданин?
- подозрительно спросил он и растопырил руки, как будто хотел
поймать курицу.
- Мне нужно видеть
режиссера Ильчина, - сказал я, стараясь, чтобы голос мой звучал
надменно.
Человек изменился чрезвычайно, и
на моих глазах. Он руки опустил по швам и улыбнулся фальшивой
улыбкой.
- Ксаверия Борисыча?
Сию минут-с. Пальтецо пожалуйте. Калошек нету?
Человек принял мое
пальто с такой бережностью, как будто это было церковное
драгоценное облачение.
Я подымался по
чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и грозные мечи
под ними на барельефах, старинные печи-голландки с отдушниками,
начищенными до золотого блеска.
Здание молчало, нигде
и никого не было, и лишь с петличками человек плелся за мной, и,
оборачиваясь, я видел, что они оказывает мне молчаливые знаки
внимания, преданности, уважения, любви, радости по поводу того,
что я пришел и что он, хоть и идет сзади, но руководит мною,
ведет меня туда, где находится одинокий, загадочный Ксаверий
Борисович Ильчин.
И вдруг потемнело,
голландки потеряли свой жирный беловатый блеск, тьма сразу
обрушилась - за окнами зашумела вторая гроза. Я стукнул в дверь,
вошел и в сумерках увидел наконец Ксаверия Борисовича.
- Максудов, - сказал я
с достоинством.
Тут где-то далеко за
Москвой молния распорола небо, осветив на мгновение
фосфорическим светом Ильчина.
- Так это вы,
достолюбезный Сергей Леонтьевич! - сказал, хитро улыбаясь,
Ильчин.
И тут Ильчин увлек
меня, обнимая за талию, на такой точно диван, как у меня в
комнате, - даже пружина в нем торчала та же, где у меня, -
посередине.
Вообще и по сей день я
не знаю назначения той комнаты, в которой состоялось роковое
свидание. Зачем диван? Какие ноты лежали растрепанные на полу в
углу? Почему на окне стояли весы с чашками? Почему Ильчин ждал
меня в этой комнате, а не, скажем, в соседнем зале, в котором в
отдалении смутно, в сумерках грозы, рисовался рояль?
И под воркотню грома
Ксаверий Борисович сказал зловеще:
- Я прочитал ваш
роман.
Я вздрогнул.
Дело в том ...
|