Глава 4.
ПРИ ШПАГЕ Я
В дверь стучали. Властно и
повторно. Я сунул револьвер в карман брюк и слабо крикнул:
- Войдите!
Дверь распахнулась, и
я окоченел на полу от ужаса. Это был он, вне всяких сомнений. В
сумраке в высоте надо мною оказалось лицо с властным носом и
разметанными бровями. Тени играли, и мне померещилось, что под
квадратным подбородком торчит острие черной бороды. Берет был
заломлен лихо на ухо. Пера, правда, не было.
Короче говоря, передо
мною стоял Мефистофель. Тут я разглядел, что он в пальто и
блестящих глубоких калошах, а под мышкою держит портфель. "Это
естественно, - помыслил я, - не может он в ином виде пройти по
Москве в двадцатом веке".
- Рудольфи, - сказал
злой дух тенором, а не басом.
Он, впрочем, мог и не
представляться мне. Я его узнал. У меня в комнате находился один
из самых приметных людей в литературном мире того времени,
редактор-издатель единственного частного журнала "Родина", Илья
Иванович Рудольфи.
Я поднялся с полу.
- А нельзя ли зажечь
лампу? - спросил Рудольфи.
- К сожалению, не могу
этого сделать, - отозвался я, - так как лампочка перегорела, а
другой у меня нет.
Злой дух, принявший
личину редактора, проделал один из своих нехитрых фокусов -
вынул из портфеля тут же электрическую лампочку.
- Вы всегда носите
лампочки с собой? - изумился я.
- Нет, - сурово
объяснил дух, - простое совпадение - я только что был в
магазине.
Когда комната
осветилась и Рудольфи снял пальто, я проворно убрал со стола
записку с признанием в краже револьвера, а дух сделал вид, что
не заметил этого.
Сели. Помолчали.
- Вы написали роман? -
строго осведомился наконец Рудольфи.
- Откуда вы знаете? -
Ликоспастов сказал.
- Видите ли, -
заговорил я (Ликоспастов и есть тот самый пожилой), -
действительно, я... но... словом, это плохой роман.
- Так, - сказал дух и
внимательно поглядел на меня.
Тут оказалось, что
никакой бороды у него не было. Тени пошутили.
- Покажите, - властно
сказал Рудольфи.
- Ни за что, -
отозвался я.
- По-ка-жи-те, -
раздельно сказал Рудольфи.
- Его цензура не
пропустит...
- Покажите.
- Он, видите ли,
написан от руки, а у меня скверный почерк, буква "о" выходит как
простая палочка, а...
И тут я сам не
заметил, как руки мои открыли ящик, где лежал злополучный роман.
- Я любой почерк
разбираю, как печатное, - пояснил Рудольфи, - это
профессиональное... - И тетради оказались у него в руках.
Прошел час. Я сидел у
керосинки, подогревая воду, а Рудольфи читал роман. Множество
мыслей вертелось у меня в голове. Во-первых, я думал о Рудольфи.
Надо сказать, что Рудольфи был замечательным редактором и
попасть к нему в журнал считалось приятным и почетным. Меня
должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у
меня хотя бы даже и в виде Мефистофеля. Но, с другой стороны,
роман ему мог не понравиться, а это было бы неприятно... Кроме
того, я чувствовал, что самоубийство, прерванное на самом
интересном месте, теперь уж не состоится, и, следовательно, с
завтрашнего же дня я опять окажусь в пучине бедствий. Кроме
того, нужно было предложить чаю, а у меня не было масла. Вообще
в голове была каша, в которую к тому же впутывался и зря
украденный револьвер.
Рудольфи между тем
глотал страницу за страницей, и я тщетно пытался узнать, какое
впечатление роман производит на него. Лицо Рудольфи ровно ничего
не выражало.
Когда он сделал
антракт, чтобы протереть стекла очков, я к сказанным уже
глупостям прибавил еще одну:
- А что говорил
Ликоспастов о моем романе?
- Он говорил, что этот
роман никуда не годится, - холодно ответил Рудольфи и перевернул
страницу. ("Вот какая сволочь Ликоспастов! Вместо того, чтобы
поддержать друга и т. д.") В час ночи мы выпили чаю, а в два
Рудольфи дочитал последнюю страницу.
Я заерзал на диване.
- Так, - сказал
Рудольфи.
Помолчали.
- Толстому подражаете,
- сказал Рудольфи.
Я рассердился.
- Кому именно из
Толстых? - спросил я. - Их было много... Алексею ли
Константиновичу, известному писателю, Петру ли Андреевичу,
поймавшему за границей царевича Алексея, нумизмату ли Ивану
Ивановичу или Льву Николаичу?
- Вы где учились?
Тут приходится открыть
маленькую тайну. Дело в том, что я окончил в университете два
факультета и скрывал это.
- Я окончил
церковноприходскую школу, - сказал я, кашлянув.
- Вон как! - сказал
Рудольфи, и улыбка тронула слегка его губы.
Потом он спросил:
- Сколько раз в неделю
вы бреетесь?
- Семь раз.
- Извините за
нескромность, - продолжал Рудольфи, - а как вы делаете, что у
вас такой пробор?
- Бриолином смазываю
голову. А позвольте спросить, почему все это...
- Бога ради, - ответил
Рудольфи, - я просто так, - и добавил: - Интересно. Человек
окончил приходскую школу, бреется каждый день и лежит на полу
возле керосинки. Вы - трудный человек! - Затем он резко изменил
голос и заговорил сурово: - Ваш роман Главлит не пропустит, и
никто его не напечатает. Его не примут ни в "Зорях", ни в
"Рассвете".
- Я это знаю, - сказал
я твердо.
- И тем не менее я
этот роман у вас беру, - сказал строго Рудольфи (сердце мое
сделало перебой), - и заплачу вам (тут он назвал чудовищно
маленькую сумму, забыл какую) за лист. Завтра он будет
перепечатан на машинке.
- В нем четыреста
страниц! - воскликнул я хрипло.
- Я разниму его на
части, - железным голосом говорил Рудольфи, - и двенадцать
машинисток в бюро перепечатают его завтра к вечеру. Тут я
перестал бунтовать и решил подчиниться Рудольфи.
- Переписка на ваш
счет, - продолжал Рудольфи, а я только кивал головой, как
фигурка, - затем: надо будет вычеркнуть три слова - на странице
первой, семьдесят первой и триста второй.
Я заглянул в тетради и
увидел, что первое слово было "Апокалипсис", второе -
"архангелы" и третье - "дьявол". Я их покорно вычеркнул; правда,
мне хотелось сказать, что это наивные вычеркивания, но я
поглядел на Рудольфи и замолчал.
- Затем, - продолжал
Рудольфи, - вы поедете со мною в Главлит. Причем я вас
покорнейше прошу не произносить там ни одного слова.
Все-таки я обиделся.
- Если вы находите,
что я могу сказать что-нибудь... - начал я мямлить с
достоинством, - то я могу и дома посидеть...
Рудольфи никакого
внимания не обратил на эту попытку возмущения и продолжал:
- Нет, вы не можете
дома посидеть, а поедете со мною.
- Чего же я там буду
делать?
- Вы будете сидеть на
стуле, - командовал Рудольфи, - и на все, что вам будут
говорить, будете отвечать вежливой улыбкой...
- Но...
- А разговаривать буду
я! - закончил Рудольфи.
Затем он попросил
чистый лист бумаги, карандашом написал на нем что-то, что
содержало в себе, как помню, несколько пунктов, сам это
подписал, заставил подписать и меня, затем вынул из кармана две
хрустящих денежных бумажки, тетради мои положил в портфель, и
его не стало в комнате.
Я не спал всю ночь,
ходил по комнате, смотрел бумажки на свет, пил холодный чай и
представлял себе прилавки книжных магазинов. Множество народу
входило в магазин, спрашивало книжку журнала. В домах сидели под
лампами люди, читали книжку, некоторые вслух.
Боже мой! Как это
глупо, как это глупо! Но я был тогда сравнительно молод, не
следует смеяться надо мною.
|