НАПОЛЕОН ПО ЗАКАЗУ
Пираты не обязательно
бегают по океанам и космосу с кинжалами, пистолетами,
лазерлетами. Они встречаются где угодно. Бывает, младенец только
доковылял до яслей, а уже пират: спешит отобрать у другого
малыша игрушку. Бывает, пират в жизни никаких законов не
нарушил, никого не ограбил и не убил, а в самом деле - там мысль
украл, там слово зарезал, там чувство задушил, и вреда от него
больше, чем от целого брига с пиратским флагом.
Правда, сейчас это к
делу не относится, потому что Весельчак У и Крысс были самыми
типичными представителями пиратского племени, объединяли в себе
пиратов обычных и пиратов скрытых. Если удавалось, становились
грабителями, убийцами и ворами. Если их прижмешь, перебивались
сплетнями, интригами, обманом и клеветой.
Рассказывают, что
как-то их поймали на туманной планете Ретиспера и решили
показать тамошнему главному врачу-психиатру. Можно их вылечить?
Тот их обследовал три месяца, ночей не спал, сам похудел на
восемь килограммов и наконец доставил диагноз: "Полная атрофия
совести". Что означает: нет в них ничего похожего на совесть,
непонятно им даже, что такое стыд, раскаяние и даже жалость. Они
и друг друга никогда не жалели.
Главного психиатра с
планеты Ретиспера спросили:
- А что теперь с ними
делать? Как лечить? Ведь нет неизлечимых болезней.
И врач ответил:
- На нашей планете уже
справились со всеми болезнями. Но с этим редчайшим заболеванием
справиться невозможно. Случай безнадежный. Будем думать, искать
пути, лекарства...
Но, пока шли эти
переговоры, пираты оглушили охрану, чуть не убили
врача-психиатра и убежали. Так что вопрос, как лечить людей с
полной потерей совести, остался открытым.
И вот такие люди
случайно оказались в Москве.
Может, даже к лучшему,
что они были по горло заняты поисками миелофона и у них не было
времени отвлечься на иные каверзы и пакости. Хотя и между делом
они успели их натворить достаточно.
Можно бы рассказать
подробно о том, как пираты, увидев Алису, вслед за ней проникли
в наше время, как они ее потеряли на улице, снова нашли уже в
больнице, как они старались проникнуть в больницу, чтобы
заставить Алису выдать Колю.
Можно рассказать о
том, как они следили за больницей, заставляли тонкого и почти
невидимого валапасского ужа подслушивать разговоры врачей и
сестер, как они готовили похищение Алисы с помощью лже-Алика, в
которого превратился Крысс. Можно рассказать и о том, как они
снова потеряли Алису и снова ее искали, все сужая и сужая круги.
Можно рассказать и о
другом - как они эту неделю жили в Москве, как разыскали
заколоченный дом, из которого выехали все жильцы, потому что дом
должны были скоро снести, как устроили в нем логово. Можно
рассказать, как они добыли себе одежду, загипнотизировав
кассиршу в универмаге, и как воровали продукты, - но стоит ли
тратить время на этих негодяев?
Для дальнейшего
повествования нужно только рассказать, как пираты устроились на
работу.
Как-то они сидели в
сквере, намаявшись от ходьбы. Весельчак У сказал:
- Денег мало.
- Я тебе сколько
хочешь сделаю, - сказал Крысс. - Будут как настоящие.
- Твои деньги опасные:
на пять шагов отойдешь - они растают.
- Кого-нибудь ограбим.
- Нет, - сказал
Весельчак У, - это тоже опасно. Я очень заметный. Меня скоро
поймают. Ты-то превратишься в кого хочешь и сбежишь, а я
попадусь.
- Не беспокойся, я
тебя спасу, - сказал Крысс.
- Так я тебе и
поверил! - сказал Весельчак У. - Если плохо придется, ты меня
сразу продашь.
- Как и ты меня, -
ответил Крысс. - Смотри, что это?
К скверу подъехал
большой фургон с надписью "Киносъемочная". Фургон затормозил, из
него выскочили молодые люди, которые вытащили прожекторы и
потянули кабели. Подъехали другие машины.
Прожекторы, несмотря
на яркий солнечный день, установились лучами в окна выходившего
в сквер старинного особняка. Приехал автобус, полный драгун и
гусар в киверах.
Юркий мужчина в
громадных очках закричал в мегафон:
- Где Наполеон? Где
Наполнен, я спрашиваю!
- В буфете остался, -
сказала гордая красавица в платье до земли. Наверно, на автобус
опоздал.
- Ну что ты будешь
делать! - воскликнул человек в очках. - Как вы прикажете мне
снимать без Наполеона?
- Едет, едет! -
закричали окружающие.
Подъехало такси. Из
такси вышел Наполеон. Правда, пираты, по необразованности и
потому, что родились на другой планете, полагали, что Наполеон -
это должность.
- Иван Семенович! -
воскликнул человек в больших очках. - Ты меня без ножа режешь!
Крысс насторожился. Он
был коллекционером. Коллекционировал пытки.
- Никогда, - ответил
Наполеон, сорвал треуголку и сел на барабан. - У меня мигрень.
- Не может быть! Но
ведь ты уже приехал! - Человек в очках был возмущен, растерян,
но не терял надежды.
- А я не приехал, -
сказал Наполеон. - Я только предупредил тебя и поехал в
поликлинику.
С этими словами
Наполеон сел в такси. Его строгий профиль в окошке такси был
непреклонен.
- Все, - сказал
человек в очках, глядя вслед машине. - День погиб! Он воздел к
небу руки и произнес: - Полцарства за Наполеона!
- Не беспокойтесь,
Ниткин, - сказала дама в длинном платье. - Не переживайте. Он не
стоит вашего мизинца.
И тогда из кустов
вышел Наполеон, ничем не отличавшийся от уехавшего.
- Сколько стоят ваши
полцарства? - спросил он у Ниткина голосом Ивана Семеновича.
- Что такое? Что
такое? - удивился Ниткин. - Как можно? Ты же только что уехал!
Это что, шутка, что ли? Если шутка, то плохого тона.
- Я другой Наполеон, -
сказал Крысс. - Несите полцарства.
Он сел на барабан,
потому что думал, что это занятие всех наполеонов, а вокруг
собралась киногруппа, и никто ничего не мог понять.
В этот момент из
кустов выплыл Весельчак У.
- Могу
засвидетельствовать, - сказал он. - Мой помощник может
скопировать кого угодно. У него талант.
- Не верю! - закричал
Ниткин. - Не верю! Докажи, что ты не Иван Семенович, который
уехал, бросив нас на произвол судьбы.
- Одну минутку, -
сказал Крысс.
Он провел перед лицом
ладонью и превратился в самого режиссера Ниткина.
- Убедительно, -
сказал режиссер. - Какое перевоплощение! Где же я видел это
неприятное лицо?
- Это вы, Ниткин, -
подсказала дама в длинном платье ангельским голосом.
Остальные захихикали.
Режиссер строго сказал:
- Все по местам,
начинаем съемку!
- Нет, - сказал
Весельчак У, - сначала о деньгах. Как платить будете?
- По ставке, - ответил
режиссер. - Как за массовку.
- А это много? -
спросил Крысс.
- Ну, как вам
сказать...
- Тогда платите мне
столько, сколько получал ваш старый Наполеон.
- Но это невозможно...
Он заслуженный артист...
- Ах, невозможно? -
сказал Крысс.
- Стойте! Платим. Я
буду вам всю свою зарплату отдавать. Искусство важнее.
- И мне, - сказал
Весельчак У.
- А вам за что? -
удивился режиссер.
- Мой помощник один не
работает.
- Это правда? -
спросил режиссер.
- Он шутит, - ответил
Крысс. - Я без него отлично работаю. А он найдет себе другую
работу. У вас найдется для него работа?
- Что ж... - Режиссер
посмотрел на Весельчака: - Как у вас по части силы?
- Я сильный, - скромно
сказал Весельчак У. - Одной левой укладываю трех склиссов.
Режиссер не знал,
конечно, кто такие склиссы, но кивнул. Режиссер должен все
знать.
- Будете ставить
декорации.
- И получать, как
Наполеон, - сказал Весельчак.
- Ни в коем случае! -
возмутился Крысс. - Он недостоин.
- Ах так! - сказал
Весельчак. - Тогда я ухожу. И если сам найду, не надейся, что
поделюсь.
- Товарищи артисты, -
сказал Ниткин, - мы все утрясем. Не беспокойтесь!
С тех пор пираты
работали в киногруппе. Крысс заменял по очереди всех заболевших
актеров, а иногда ему просто показывали фотографию, и он
изображал кого надо. Режиссер Ниткин отдавал ему всю зарплату, а
сам брал деньги взаймы у ассистентов. Но пираты завтракали и
ужинали в ресторане, пили коньяк, ездили на такси, им вечно не
хватало денег, и они воровали со съемочной площадки ценные
приборы. Два раза их ловили за этим делом, но прощали, потому
что Крысс был великим дублером - он мог изображать Наполеона,
генералов, солдат, светских красавиц, старых монахов, детей,
лошадей и даже верного Гастона, любимого пса маршала Мюрата.
Крыссу льстило, что
все с ним носятся как с писаной торбой, зовут по имени-отчеству
- Крысс Крокрысович - и приглашают в следующую картину Ниткина
"Кощей Бессмертный". Он даже подумывал, не остаться ли ему в
кино. Но Весельчак, который занимался физическим трудом и был
работой недоволен, не давал Крыссу всерьез увлекаться искусством
и после съемок тащил на поиски Алисы и Коли.
С каждым днем пираты
сужали круги вокруг своих жертв. Со своим опытом охоты за людьми
они должны были вот-вот их найти.
|