В какой-то момент
каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой
завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это
возможно – не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия. А
давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном
развитии ребенка значат животные.
Человек – часть
природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного
царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно
иными, чем животные, способами. Однако человек с
древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию»
животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах,
надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.
Животные,
таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации
к окружающему, помогали древним выжить.
Отношение ребенка к
животному имеет много сходного с отношением
древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и
следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии
взрослого культурного человека отделить резкой чертой
собственную природу от всякого другого животного. Не
задумываясь, ребенок предоставляет животному полную
равноценность (вспомните «Рисунок семьи», где собака –
полноправный и значимый ее член), в безудержности своих
эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным
животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным
взрослому.
Животные
очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с
ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой
Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину
мира, несмотря на конкретность их мышления (вспомните
Дашеньку-пантеру). Испытывая страх и тревожность по
отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это
отношение на животных, каждое из которых имеет свое
символическое значение.
Кошка, например,
издавна считается символом независимости, «гуляния сама по
себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, –
зависимости, преданности, открытости, простоты; волк –
угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие,
упорство, упрямство, отцовство; лошадь – дружескую помощь и
трудолюбие; птица – символ связи с духовным райским миром,
символом надежды и свободного взлета, рыба – мудрость и
спокойствие.
Сказочные герои-животные
помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе,
окружающих, в добре и зле.
«То, что волнует
ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном
мире, освоив стоящую перед ним проблему, – пишет в книге
«Как на самом деле любить детей»; американский
детский психолог Р. Кэмпбелл, – и выстроить доступную для
его восприятия картину мира и способов решения трудностей,
приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому
народная мудрость и детская натура сказочников,
мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее
проблемами через образы животных. Как любят дети
книжки про животных, особенно с красивыми их
изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата,
коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и
сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы
– это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.
Чтобы жить среди
людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные
эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети
нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же
отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает
невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное
поведение животного в сочетании с
объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями
нашими меньшими», способствует развитию умения
сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту
«переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять
чувства других людей, налаживать с ними отношения.
Возможность
поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними
животными необходима детям, особенно когда взрослые
уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных
детей кошка или собака часто заменяют друга: им
доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом
с ребенком животные сглаживают его одиночество,
особенно когда родители заняты своей жизнью.
В отличие от
статичной игрушки, животное дышит, бегает,
активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
Автор совместно с
психологом Рыжковой 3. Л. провели интересный эксперимент в
одном из детских садов. На занятия в группу тревожных,
агрессивных, конфликтных детей в течение месяца
приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и
нерешительностью на первых занятиях, любопытством и
активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и
привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением
«обучила» детей способам налаживания
контактов с людьми и помогла снять психо-эмоциональное
напряжение. Моя обычная домашняя кошка
сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не
одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а, самое
главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по
себе», но и нуждаются в поддержке друзей.
В гости к детям в
садик дважды «заходил» и мой добрый большой и черный пес
Блэк. Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда
поддерживать игру, открытостью и преданностью он завоевал
дружбу детей. Его огромные размеры, сила и
большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они научились
быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно
относиться друг к другу.
Поэтому, решая,
какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше
нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он
научится независимости, уверенности в себе, мягкости и
спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться,
послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Очень интересно
видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.
Человек выбирает
определенный вид домашнего животного не
случайно, а в соответствии с особенностями своего характера.
Собак, например, предпочитают немцы, а кошек – англичане и
американцы. Есть мнение, что собак держат активные,
авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек спокойные,
мягкие, снисходительные.
Медики считают, что
присутствие в доме домашних животных
«разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует
нормализации давления, помогает выздоровлению после
операций.
Теперь можно понять
желание многих людей держать в доме животное, теперь
можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку,
нужно и Дашеньке быстрее принести в дом котенка.