Традиция праздновать Пасху была усановлена у еврейского
народа пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см.
Песах). "Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в
месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта
ночью" (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху
предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягненка
мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и
съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и
горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи
(Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в
Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому
иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.
Раннее христианство
После Пятидесятницы христиане начали совершать первые
литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, также как
установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии
совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с
Крестной смертью, и воскресением Христа. Таким образом,
Пасха становится первым и главным христианским праздником.
Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались
еженедельно — пятница была днем поста и скорби в
воспоминание страданий Христа, а воскресенье как день
радости. Эти празднования становились более торжественными в
период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний
Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у
коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша,
Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать
(έοσταζωμεν) не со
старою закваскою…» (1 Кор.5: 7). Однако, в творениях отцов
Церкви нет сведений о праздновании Пасхи христианами из
язычников. В малоазийских церквях, особенно
евреями-христианами, в I век н.э. праздник ежегодно
отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и
иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии.
Некоторые церкви переносили празднование на первое
воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос
был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после
субботы.
Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во
всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в
послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору,
Слове о Пасхе Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария
Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита
Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня
крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений
видно, что первоначально особым постом отмечались
страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα
σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с
еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После
неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха
радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον
resurrectionis. В современном богослужебном Уставе
сохранились следы этих древних праздников.
Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих
Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в
Неделю Пасхи, состоящего из минорной пасхальной полунощницы
с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной
пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя
традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения
В скором времени стало заметным различие традиций Поместных
Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались
собственного календаря. Возник т. н. "пасхальный спор" между
Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние,
названные квадродециманами (от 14 числа месяца), строго
держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на
авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование
еврейской Пасхи перешло на название христианской и
впоследствии рапространилось. Тогда как на Западе, не
испытывавшем этого влияния, сложилась практика празднования
Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при
этом вычисляя
последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 160 году
Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките,
чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но
соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на
соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе,
настаивал, чтобы "иудействующие отказались от своего обычая,
и требовал от других
церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и
прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая
всех, что не следует ради обычаев нарушать братское
единство.
В это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по
лунному календарю. Поэтому реформирование еврейской пасхалии
не могло не сказаться на христианах Малой Азии, празднующих
Пасху строго 14 нисана. В итоге для решения проблемы о
составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены
Константин Великий созывает в 325 г. собор епископов в Никее,
впоследствии названный Первым Вселенским.На этом Соборе было
запрещено совершать Пасху "прежде
весеннего равноденствия вместе с иудеями". В это же время в
Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее
точную. Евсевий в "Церковной истории" отмечает, что
некоторая часть малоазийских церквей все же не переменила
древний обычай. Поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил "иудействовавших"
от церкви как еретиков.
Свидетельства IV в. говорится, что крестная и
воскреснаяПасха в то время уже были соединены как на Западе,
так и на Востоке. Празднование crucificationis
предшествовало resurrectionis, каждая длилась седмицу до и
после пасхального воскресенья. Только в V в. название Пасха
стало общепринятым для обозначения самого праздника
Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал
выделяться в богослужебном календаре всё отчетливее, за что
получил название "царя дней", "праздников праздника".
Период средних веков и Новое
время
Спустя 500 лет, в VIII веке, Рим принимает восточную
Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха празднуется по
договоренности между Церквями Востока и Запада.
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII
ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие
изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате
перехода к более точным астрономическим датам католическая
Пасха часто празднуется раньше иудейской или совпадает с ней
и опережает православную Пасху в зависимости от года.
Современность
В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий четвертый
провел т. н. "Всеправославный конгресс" с участием
представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных
Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё
более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800
года. Восточные Церкви осудили это решение, а
Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в
введении нового календаря нет никакой необходимости. В
Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены
календаря, оставили прежний из-за возможных волнений в
народе.
В марте 1924 на новый стиль перешли Константинопольская (уже
при Григории VII) и Элладская Церкви. Румынская Церковь
приняла "новоюлианский" календарь 1 октября 1924. Возмущения
духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его
подать в отставку 20 сентября 1923. И 20 мая 1926 Мелетий
становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где
вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый
календарь.
На Московском Совещании 1948 было решено, что Пасха и все
переходящие праздники празднуются всеми Православными
Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю,
а непереходящие праздники по тому, что живёт данная Церковь.
В том же году на новоюлианский календарь перешла
Антиохийская Православная Церковь.
Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только
Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные
Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь
полностью перешла на григорианский календарь. Остальные
Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по
старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники
по новому стилю.
В Великобритании Пасхальным Актом 1928 г. установлена
фиксированная дата Пасхи: первое воскресение после второй
субботы апреля. Однако данное постановление не вступило в
силу. В 1997 г. на саммите в Алеппо, Сирия - Всемирный Совет
Церквей, предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном
календаре (также второе воскресение апреля), либо утвердить
единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя
из астрономических требований. Реформа была назначена на
2001 г., но не была принята всеми членами Совета.
Пасха в Библии
- Пасхой называлась жертва: "в десятый день сего месяца
пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по
агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до
четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все
собрание общества Израильского вечером.. и ешьте его с
поспешностью: это — Пасха Господня" (Исх.12:2,6,11).
- Пасха (с еврейского языка "проходить мимо" - так как
Ангел, истребляющий первенцев, проходит мимо домов
израильтян, перекладины дверей которых помазаны кровью
закланного агнца.
Как исторически, так и этимологически Пасха связана и с
последующим исходом евреев из Египта через Красное море. Так
св. Григорий Богослов пишет о фонетическом изменении слова
Пасха: "некоторые, приняв слово это за наименование
спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому
языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день
Пасхою. А привычка к измененному слову сделала его
употребительнейшим, потому что оно нравилось слуху народа,
как
выражение более благочестное".
Источники Евангелие
Последние евангельские события происходят в пасхальные дни:
- Великий Четверг —
Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного
в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день
опресноков, то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события
других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху
в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное
объяснение, с учетом кумранских находок, говорит, что календарь
Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря.
- Страстная Пятница — по традиции перед праздником Пасхи Понтий
Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде, что народ будет
просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует
отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает, что распятие происходит в
день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в
ветхозаветную Пасху - прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа
как Агнца Божиего за грехи мира.
- Великая Суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о
своем воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и
субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы
ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из
мертвых.
- Воскресение Христово (первый день после субботы) — после
субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб
сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет
гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос
воскрес, и предварит их в Галилее.
- Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) - Христос вновь является
ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме,
чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности
воскресшего тела. Фома восклицает "Господь мой и Бог мой!".
- В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на
море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает
апостольство Петра, а также более чем пятиста другим людям.
- На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо,
благословляя апостолов.
- На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа
получают дары Святого
Духа.
Последние события легли в основу богослужебного календаря.