Кстати, для жителей
Российских городов Новый год является главным праздником
зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей
есть исключения, которые не празднуют Новый год.
Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А
перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40
дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6
января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже
деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или
празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю),
после поста и Рождества.
А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси
Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную
судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в
праздновании нового года были связаны с самыми важными
историческими событиями, затрагивавшими все государство и
каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная
традиция даже после официально вводимых изменений в
календаре еще долго сохраняла древние обычаи.
Празднование Нового года в
языческой Руси.
Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один
из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не
найдено утвердительного ответа с какого времени начинался
отсчет года.
Начало празднования нового года следует искать в глубокой
древности. Так у древних народов новый год обыкновенно
совпадал с началом возрождения природы и в основном был
приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три
месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его
праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии
перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось
в нынешних трех весенних и трех
летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее
время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от
лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый
год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта.
Масленицу и Новый год отмечали в один день.
Зиму прогнали - значит, наступил новый год.
Празднование нового года после
крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси)
появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и
новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным
названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1
марта По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348
году православная церковь перенесла начало года на 1
сентября, что соответствовало определениям Никейского
собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим
значением христианской церкви в государственной жизни
древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси,
установление христианства как религиозной идеологии,
естественно, вызывает использование «священного писания» как
источника реформы, вносимой в существующий календарь.
Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета
трудовой жизни народа, без установления связи с
сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год
утверждался церковью, следовавшей слову священного писания;
установив и обосновав его библейской легендой, русская
православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до
современности как церковную параллель гражданскому новому
году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался
ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября.
Этот день стал праздником Симеона первого столпника,
празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в
простонародье под именем Семена летопроводца, потому что
этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у
нас торжественным днем празднования, и предметом разборов
срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.
Нововведения Петра I в
празднование нового года
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом
года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру
всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по
григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый
григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила
по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь
летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе
он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча
шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го
числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Следует
отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало
вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать
в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества
Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь
важное значение, началось с того, что запрещено было
праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15
декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном
народу, который толпами хлынул на Красную площадь.
Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк
громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь
лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать
с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был
у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим
улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и
мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от
древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным
каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою
своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о
деревьях вообще.
Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже
овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины
прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной
площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями
праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года
народные новогодние забавы и веселья получили свое
признание, а празднование Нового года стало носить светский
(не церковный) характер. В знак всенародного праздника
палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали
разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди
веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили
новогодние подарки.
Новый год при советской власти. Смена календаря.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны
был поставлен вопрос о реформе календаря, так как
большинство европейских стран давно перешло на григорианский
календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а
Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет
о введении в Российской республике западно-европейского
календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был
опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля
1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…
Первый день после 31 января сего года считать не 1-м
февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д."
Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на
7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками,
ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло
церковные праздники, и христиане продолжали жить по
юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до,
а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую
власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ
христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые,
социалистические праздники.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и
елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен
Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда"
появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте
организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще
не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало
достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные
украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя
организацию и проведение новогодних елок в школах, детских
домах и клубах. 31 декабря 1935года елка вновь вошла в дома
наших соотечественников и стала праздником "радостного и
счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним
праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Старый Новый год
Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить
фен Старого Нового года в нашей стране.
Само название этого праздника указывает на его связь со
старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918
года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так
называемый Старый стиль – это календарь, введенный в
действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский
календарь).
Новый стиль – это реформа
юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского
Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь
с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с
годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные
отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому
григорианская реформа в какой-то степени была необходима Разница
между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней!
Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом
календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в
дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом,
отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и
совершаем дань времени.
Новый год в Православной церкви
Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому
календарю.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось
совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об
исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в
силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал
постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это
вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому
постановление было отменено менее, чем через месяц.
В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее
время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не
стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению
существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному
народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", -
сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних
церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему
календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового
года в храмах служатся молебны на новолетие.